Суда да дело: каким будет развитие морской медицины в РФ

Власти планируют улучшать качество медпомощи для моряков и персонала водной инфраструктуры

В Москве состоялось заседание Морской коллегии Российской Федерации, посвященное развитию медико-санитарного обеспечения на море. По мнению председателя координационного органа Николая Патрушева, в условиях активного освоения Северного морского пути и роста объемов перевозок водным транспортом вопросы охраны здоровья в этой области выходят на первый план. Для улучшения качества медицинской помощи необходимо наладить координацию между всеми заинтересованными ведомствами и усовершенствовать нормативно-правовую базу, сказал он. Руководитель Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) Вероника Скворцова предложила создать Единую информационную базу, которая содержала бы полную информацию о судах и их плавсоставах в России, и обеспечить обмен данными между этой базой и Единым регистром здоровья моряков и водолазов ФМБА.

Защита здоровья моряков
В Москве прошло заседание Морской коллегии Российской Федерации, на котором обсуждались вопросы развития медико-санитарного обеспечения морской деятельности в нашей стране, а также перспектива расширения возможностей для иностранных туристических судов входить в российские порты на Дальнем Востоке.

Во вступительной речи председатель координационного органа Николай Патрушев отметил, что сохранение человеческой жизни на море, сбережение здоровья моряков и персонала морской инфраструктуры — один из основных принципов национальной политики в этой сфере. Федеральные органы исполнительной власти активно развивают морскую медицину. Однако в этой области еще остается ряд нерешенных пробле,м таких как недостаточно централизованное управление и отсутствие нужной нормативно-правовой базы по многим вопросам. — Современные геополитические вызовы, планы по развитию морской деятельности, особенно на арктическом направлении, наращивание объемов перевозок внутренним водным транспортом, а также необходимость защиты морских рубежей нашей страны — всё это обусловливает необходимость совершенствования подходов к организации медико-санитарного обеспечения морской деятельности, — сказал Николай Патрушев. По его словам, в ФМБА России создана трехуровневая система медицинского сопровождения моряков и подводников. Она включает в себя здравпункты на судах, собственную сеть филиалов и центры охраны здоровья моряков. В целях совершенствования системы подготовки судовых работников разработаны дополнительные программы повышения квалификации судовых врачей. В Санкт-Петербурге создан Национальный центр охраны здоровья моряков и водолазов.
Особое внимание сохранению здоровью личного состава уделяется в Военно-морском флоте, который располагает разветвленной сетью лечебных организаций. Также ведется работа по медицинскому сопровождению судоходства в условиях Арктики. В Мурманске открыт Федеральный центр арктической медицины, который отвечает за врачебное сопровождение работ в условиях Арктики, в том числе на борту атомных ледоколов. В 2024 году в городе Певеке Чукотского автономного округа на базе Арктического комплексного аварийно-спасательного центра МЧС России создано подразделение экстренной медицины. В этом году планируется открытие аналогичного подразделения в поселке Сабетта Ямало-Ненецкого автономного округа. В дальнейшем такие же центры будут открыты на побережье Республики Саха (Якутия) и Красноярского края, сказал Николай Патрушев. Из-за недостаточной координации между ведомствами не хватает единых подходов ко многим проблемам.Так, в медицинских организациях ФМБА проводят освидетельствование около 40% плавсостава и водолазов. Остальные получают медицинское обслуживание в территориальных лечебных центрах на общих основаниях. Там персонал не знает специфики морского труда, подчеркнул Николай Патрушев. Практически отсутствует единая национальная система помощи водолазам и подводникам, пострадавшим от повышенного давления, сказал он.
Эти и другие вопросы требуют активной работы по совершенствованию системы охраны здоровья моряков. Она должна развиваться как составляющая всего национального здравоохранения, подчеркнул Николай Патрушев. Единая информационая система Как отметила Вероника Скворцова, на медицинском обслуживании в подведомственных ФМБА учреждениях находятся работники более 250 организаций судостроительной промышленности, морского и речного флотов, включая Арктическую зону и акваторию Северного морского пути. В специальных центрах медицинскую помощь получают более 44 тыс. сотрудников водного транспорта. В 2024 году был открыт Центр промышленной и морской медицины, где работает Единая информационно-аналитическая система морской медицины. Сейчас она содержит 44 тыс. персональных карт плавсостава — это около 40% от общей численности моряков. По словам Вероники Скворцовой, базу необходимо расширить и включить в нее данные о здоровье всех моряков в нашей стране. — С другой стороны, для возможности внесения сведений о здоровье плавсостава, водолазов и кессонщиков, не прикрепленных к системе ФМБА, в Единой информационно-аналитической системе морской медицины, в том числе в единой системе допуска в рейс, необходимо разработать нормативный правовой акт, предусматривающий создание, эксплуатацию и развитие на базе Единой информационно-аналитической системы морской медицины ФМБА <...> Единого реестра медицинских организаций и <...> Регистра медицинских осмотров моряков и водолазов, — сказала Вероника Скворцова.
Аналогичная система уже работает для членов спортивных сборных команд страны и субъектов РФ, она эффективно себя зарекомендовала, добавила руководитель ФМБА. Говоря о вопросе входа иностранных круизных судов в российские порты, Николай Патрушев отметил повышение интереса к организации круизов по побережью и островам Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны как со стороны иностранных судовладельцев, так и со стороны отечественных. Однако зарубежные круизные корабли могут заходить в ограниченное количество наших портов и портовых пунктов. При этом треть из них закрыта для схода туристов на берег. — В этой связи требуется расширение перечня портов в районах внутренних морских вод и территориального моря РФ, прилегающих к территориям субъектов РФ, входящих в Арктическую зону и Дальневосточный федеральный округ, разрешенных для захода иностранных туристских судов, — сказал председатель Морской коллегии РФ. Работа по формированию предложений по внесению в указанный перечень ведется, добавил Николай Патрушев.

Источник: Известия

Прокрутить вверх
Перейти к содержимому